ЭКОНОМИКА XXI ВЕКА
В статье показано, как процесс цифровизации китайской экономики, начавшийся с городов, промышленности, развитых провинций Китая, начинает распространяться на сельскую местность. Цифровой разрыв, существующий в настоящее время между отдельными провинциями и между городом и сельской местностью, должен быть ликвидирован в рамках общей стратегии китайского руководства по превращению страны к середине XXI в. в процветающее инновационное общество. В статье раскрываются основные направления и инструменты ликвидации цифрового разрыва между городом и селом, а также некоторые аспекты цифровой модернизации сельского хозяйства Китая. Особое внимание уделяется развитию «зеленого», экологичного сельского хозяйства, формированию «зеленого» образа жизни в деревнях, «умных» деревень и сел.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Предметом исследования выступают риски развития цифровых валют. Исследование предполагает, что при решении существующих технологических проблем создания цифровой валюты (речь идет о цифровых валютах, неподконтрольных государству и центральному банку) может произойти переориентация субъектов национальной экономики на осуществление расчетов в цифровых валютах в целях анонимизации расчетов, ухода от налогов, снижения издержек, связанных с переводом и др. В результате могут снизиться возможности национальных государственных органов в части регулирования хозяйственной деятельности экономических субъектов, может возрасти доля их теневого взаимодействия; обострятся проблемы при исполнении фискальной функции государства и т. д. Целью данной работы является концептуализация рисков возникновения и регулирования применения наднациональных цифровых валют в качестве средства платежа. Перемещение национальных денежных потоков на наднациональный уровень – в сферу обмена цифровыми валютами, в итоге негативно скажется на полноте наполнения бюджета государства и его возможностях по выполнению основных функций, создаст реальную угрозу экономической безопасности. В исследовании раскрываются аспекты развития цифрового рубля, а также возможности снижения рисков использования цифровых валют путем создания новых механизмов государственного регулирования деятельности экономических субъектов и снижения привлекательности наднациональных цифровых валют при расчетах.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
В статье анализируются последствия разделения крупных компаний на приоритетные и не являющиеся приоритетными для государства путем включения их в Перечень системообразующих компаний и проведения в их отношении соответствующих процедур поддержки. Показано, что такие процедуры для государства имели, скорее, институциональный, чем финансово-затратный характер, поскольку поддержка была переложена на крупные государственные банки, проводившие ее, сохраняя принципы самоокупаемости вложений. Сравнение двух выборок компаний – попавших в данный Перечень и их аналогов не из Перечня, демонстрирует явное различие их динамики до принятия Перечня и после него. Приоритетные компании устойчиво и многократно (в 3–4 раза) растут по объему выручки, неприоритетные «стагнируют», оставаясь практически на одном уровне даже в текущих ценах. Однократное разделение компаний по приоритетности в 2009 г. оказалось устойчивым в течение последующего десятилетия, что позволяет говорить о вызванном им перераспределении рынков и их трансформации в пользу сформировавшихся из-за него групп лидеров на соответствующих отраслевых рынках. Проведенный анализ позволяет оценить данный пример в качестве слабого институционального воздействия с заметным отраслевым и макроэкономическим эффектом. Отмечается, что изменение архитектуры рынков после описанного воздействия ведет не только к изменению стратегий их участников, но и перестройке механизмов государственного регулирования.
На основе анализа современной ситуации на внутреннем продовольственном рынке и оценки действующей нормативно-правовой базы в статье обосновывается необходимость перехода к новой модели планирования и управления продовольственной безопасностью страны, которая условно может быть названа моделью «больших вызовов». Обеспечение продовольственной безопасности представляет собой непрерывный процесс, характеризующийся периодической сменой тактических задач и ориентиров, механизмов их решения на фоне растущего дефицита информации и постоянно меняющейся внешней среды. Сформулированы основные принципы новой модели: сочетание стратегического планирования и оперативно-тактического управления развитием внутреннего продовольственного рынка, интеграция долгосрочных структурных мер по повышению доходов российского населения с механизмами внутренней продовольственной помощи, формирование системы управления рисками, в том числе ценовыми рисками и рисками, возникающими при экспорте продукции агропромышленного комплекса, сценарное прогнозирование. Имеющаяся нормативная база в сфере стратегического планирования и управления не предполагает имплементации такой модели, а используемые методы и инструменты государственной политики не дают возможности реализовать ее основные принципы на практике. В работе сформулированы основные направления и механизмы настройки новой модели применительно к задачам обеспечения продовольственной безопасности российского населения.
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
В статье анализируются институциональные изменения в механизмах проведения денежно-кредитной и финансовой политики, включая временное «замораживание» Пакта стабильности и роста как экстраординарной меры антикризисной политики под влиянием пандемии COVID‑19. Рассматриваются антикризисные инструменты операционного механизма единой денежно-кредитной политики и их влияние на «раздувание» баланса ЕЦБ, а также тенденции и направления усиления регулирующей роли ЕЦБ и общего бюджета ЕС в интеграционных процессах в Евросоюзе. Исследование базируется на диалектическом, системном и институциональном подходах. Использованы методы сравнительного и статистического анализа. Авторами раскрыты особенности новых подходов Европейского центрального банка к расширительному толкованию стратегии монетарной политики. Выявлены трансформации в операционном механизме и инструментарии единой денежно-кредитной политики под влиянием пандемии COVID‑19. Определена и дана оценка приоритетной направленности расходов общего бюджета ЕС на 2021–2027 гг. и новых коллективных фондов на преодоление кризиса, содействие инновациям и повышение конкурентоспособности европейской экономики.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
В настоящее время высокотехнологичные отрасли играют важную роль в обеспечении устойчивого экономического роста и в близких по структуре теоретических дискурсах модернизации, неоиндустриализации, промышленной политики. Цель исследования состоит в оценке факторов динамики наиболее высокотехнологичных отраслей и всей советской промышленности в условиях замедления темпов экономического роста с выделением институциональной и технологической составляющих. Ключевой гипотезой выступает положение, что в высокотехнологичных отраслях промышленного производства в 1960–1980-е гг. институциональная среда являлась более значимым фактором, чем технологический уровень. Круг использованных источников включает расчеты и оценки из научной литературы, а также отдельные показатели официальной статистики. В основе эконометрического анализа этих данных лежит экзогенная модель роста в виде производственной функции Кобба-Дугласа, дополненной человеческим капиталом в работе Mankiw, Romer, Weil «A Contribution to the Empirics of Economic Growth» и модифицированной авторами посредством введения переменных, косвенно характеризующих институциональную и общетехнологическую динамику. В настоящей статье она тестируется с использованием лагированных переменных в подушевом выражении и в темпах изменений. Измеренная таким образом предельная норма замещения физического капитала человеческим, свидетельствующая о гибкости в управлении факторами производства, показала стабильный уровень в промышленности СССР и ее высокотехнологичных отраслях. В то же время ключевая гипотеза получила слабые подтверждения.
ЭКСПЕРТНЫЙ ДОКЛАД
Неравенство мирового развития порождает неустойчивость мировой экономики, ведет к росту социальной напряженности и наряду с угрозой изменения климата является приоритетной проблемой человечества. Цель исследования – раскрыть параметры и динамику мирового неравенства, показать его направленность, тенденции, а также дать оценку западной и китайской моделям («ответам») на данный вызов, что является крайне актуальной научной и практической задачей. Методы работы базируются на исследовании концепции неравенства мирового развития с использованием количественного и качественного анализа в соответствии с законом «вызов-ответ». Для количественного анализа использовались современные методы статистического анализа, в частности квантильные регрессии. В результате обосновывается вывод о том, что основным вызовом современности является неравенство мирового развития, которое усилилось под воздействием пандемии. Показано, что, несмотря на снижение доли стран с высокими доходами (в частности, G7) в мировом ВВП, сохранилась тенденция к росту разрыва в доходах на душу населения между странами с высоким и средним уровнем дохода. Выявлена тенденция в показателе «доля труда в ВВП» для стран с высоким и средним уровнем дохода за последние 20 лет, подтверждающая гипотезу об усилении неравенства между владельцами капитала и работниками в ряде стран, в частности США. Показано, что западная модель мироустройства не ориентирована на разрешение проблемы неравенства. Полученные результаты могут быть использованы для разработки концепций и моделей снижения мирового неравенства.
РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР
Сохраняющаяся неустойчивость глобальной экономической системы и неопределенность в отношении перспектив ее развития в сочетании с сокращением имеющихся у государства ресурсов, низкой рентабельностью оборонных производств, высоким уровнем закредитованности показывают, что в Российской Федерации восстановление финансовой платежеспособности компаний оборонно-промышленного комплекса (ОПК) только систематическим покрытием долгов компаний без пула институциональных усилий со стороны государства и хозяйствующих субъектов маловероятно. В этих условиях реформирование системы управления активами в государственных корпорациях (ГК) ОПК, поиск новых моделей развития в их кластерах и холдингах становятся безальтернативными. В статье на примере ГК «Ростех» показаны направления трансформации системы управления: поэтапное, в течение нескольких лет, дальнейшее объединение разрозненных активов по отраслевому признаку и изменение в них структуры управления (формирование единых центров управления и конструкторских бюро, центров специализации, центров компетенций, введение дивизиональной структуры управления производственными активами и др.). Исследование содержит анализ ключевых слагаемых бизнес-стратегии ГК «Ростех»: формирование «национальных чемпионов»; переход от «точечного» импортозамещения к экспортно ориентированному; развитие эффективной кооперации и создание национальных производственных цепочек; сервитизация высокотехнологичных и наукоемких производств.
Цель статьи – систематизировать характеристики новых индустриальных моделей, сложившиеся в подразделениях ГК «Ростех». Переход к новым системам управления и индустриальные модели проиллюстрированы происходящими изменениями в авиационном кластере ГК «Ростех» (холдинге «Вертолеты России», Объединенной двигательной корпорации) и в «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК»). Автором рассмотрены меры массированной институциональной и инвестиционной поддержки со стороны государства для компаний ОПК, внедряющих новые индустриальные модели. При работе над материалом статьи использовались методы сравнения и систематизации. Также был применен методический аппарат факторного, структурно-логического и институционального анализа, доказывающий согласованность государственной политики и деятельности компаний ОПК, трансформирующих свои индустриальные модели.
Содержание журнала «Мир новой экономики» за 2021 год
ISSN 2220-7872 (Online)