Preview

Мир новой экономики

Расширенный поиск
Том 17, № 2 (2023)
Скачать выпуск PDF | PDF (English)

ЭКОНОМИКА XXI ВЕКА

6-17 655
Аннотация

Актуальность темы экономических  моделей инновационной деятельности на базе цифровых платформ обусловлена, во-первых, значимостью перехода современной экономики на инновационный путь; во-вторых, важностью проведения анализа международного опыта развития инновационных систем.

Цель данного исследования —  определение возможности использования опыта реализации моделей инновационной деятельности в отдельных странах мира для улучшения показателей социально-экономического развития экономики Российской Федерации. Авторами проанализирован рейтинг и выделены типы моделей инновационной деятельности развитых стран мира. В статье обосновано, что значительное количество эффектов от инновационной деятельности достигается за счет применения определенных технологий и модернизации (реструктуризации) отдельных бизнес-процессов при осуществлении межфирменных взаимодействий на базе цифровых платформ; предложены наиболее целесообразные типы цифровых платформ при осуществлении той или иной модели инновационной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем показано, насколько применение того или иного типа цифровой платформы будет эффективно для конкретного экономического субъекта.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

18-26 910
Аннотация

В статье исследуются актуальные тенденции внешней торговли России с ЕС и Китаем в условиях действия санкционных ограничений со стороны недружественных стран.

Цель. Исследовать актуальные тенденции внешней торговли товарами России с ЕС и Китаем в 2022 г.

Задачи. Провести анализ динамики торговли России с ЕС и Китаем; выявить основные товарные группы, способствовавшие изменению торговли с ЕС и Китаем; исследовать влияние санкционных ограничений на торговлю России с ЕС; оценить возможности переориентации внешней торговли России на Китай.

Методология. Основные методы исследования — а нализ актуальной статистики внешней торговли товарами ЕС и Китая; сравнительный анализ и сопоставление динамики по товарным группам и товарам в торговле с ЕС и Китаем; метод «зеркальной» статистики (с учетом приостановления ФТС России публикации официальных данных).

Результаты. Анализ показал снижение товарооборота России с ЕС и рост —  с Китаем. С ЕС снижение экспорта в основном произошло за счет металлургической, химической продукции, драгоценных камней и металлов, древесины; импорта —  за счет машин и оборудования. Торговля с Китаем по основным группам расширялась, наиболее существенно в части экспорта —  по химической продукции, в части импорта —  по машинам и оборудованию.

Выводы. Роль российского экспорта топливно-энергетических товаров как основы торговли с ЕС и Китаем в 2022 г. укрепилась в условиях санкционных ограничений и роста цен. Сокращение торговли России с ЕС произошло преимущественно из-за санкционных товаров. Переориентация внешней торговли России на Китай возможна частично, при этом есть сдерживающие факторы: в части импорта — о тсутствие у Китая сильных позиций по отдельным высокотехнологичным товарам; в части экспорта —  объективные ограничения емкости внутреннего рынка Китая, замедление экономического роста, снижение энергоемкости экономики, конкуренция с Россией

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

27-36 609
Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью установления механизма трансграничного углеродного регулирования в мировой экономике.

Предмет исследования —  различные системы углеродного ценообразования в международной практике в целях сокращения выбросов парниковых газов.

Цель работы — анализ текущего состояния декарбонизации экономики и энергетического перехода, а также вызовов с учетом текущих тенденций в мировой экономике; выявление существующих проблем в дальнейшем развитии трансграничного углеродного регулирования. На основании данных из официальных российских и иностранных источников исследуются особенности и недостатки основных существующих систем углеродного регулирования в международной практике, анализируется размер платы за углерод в крупных странах и регионах мира с точки зрения достаточности для выполнения целей углеродной нейтральности к 2050 г. В основе исследования лежит комплексный подход к рассмотрению возможных вариантов развития международного углеродного регулирования и ценообразования.

В результате проведенного исследования выявлены существующие проблемы декарбонизации мировой экономики; изучены цель и возможные последствия введения углеродного налога в Европейском регионе в 2026 г.; исследованы сценарии дальнейшего развития российской экономики в рамках глобального энергоперехода, предусмотренные Стратегией социально-экономического развития РФ. Также обозначены основные направления развития российской региональной системы международной торговли углеродными единицами и оценены ее перспективы интеграции в международную систему торговли эмиссионными квотами.

ЭКСПЕРТНЫЙ ДОКЛАД

37-47 320
Аннотация

В статье анализируются особенности развития гражданской авиации на Арабском Востоке в начале текущего века — наиболее важном периоде в жизни арабских наций, частью с огромными потерями переживших мировой финансовый кризис, «арабскую весну», войны с терроризмом, пандемию и пр., а частью —  аккумулировавших колоссальные доходы от нефти, которые были вложены в экономическое строительство и особенно в инфраструктуру, в том числе и в авиационную. Статья построена на описании контрастов между аравийскими нефтеэкспортерами и арабскими аутсайдерами, разница в потенциалах роста которых усугубляется ловушками так называемого догоняющего развития. Эта модель априори ставит слабые объекты в невыгодное положение, поскольку менее обеспеченные страны испытывают наибольшие трудности с преодолением проблем по всей линейке социально-экономического развития по сравнению с теми, которые составляют основу инфраструктурного строительства, в том числе и индустрию авиационных услуг. В статье подчеркивается, что сокращение разрыва по показателям зрелости транспортно-логистических связей в регионе вместе с другими подвижками в области транспортного обустройства ближневосточного и североафриканского экономического пространства может в перспективе создать условия для более значительного присутствия арабских наций в системе мировых хозяйственных связей, а на более близких к настоящему времени этапах роста —  полнее обеспечивать текущие задачи региональных межотраслевых и внутрихозяйственных связей в интересах интеграции.

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

48-61 498
Аннотация

Статья посвящена оценке уровня инфляции на основе агрегированного индекса инфляции, характеризующего динамику деловых процессов в основных отраслях и сферах национального хозяйства в условиях новой геополитической реальности, возникшей из-за пандемии коронавируса и санкционных войн в связи с проведением Россией специальной военной операции на Донбассе и Украине (СВО). Объектом исследования является мониторинг инфляции, выступающий как актуальный опережающий социально-экономический барометр, формируемый посредством интеграции частных показателей инфляции. В периоды макроэкономической нестабильности частные индексы инфляции неоднозначно отражают реальную ситуацию о происходящих производственных и инфляционных процессах в национальном хозяйстве. В результате принятые решения базируются в основном на одностороннем экспертном анализе, что снижает эффективность принимаемых решений. В статье предложен подход, основанный на отборе и интеграции частных показателей инфляции (ЧПИ) и построении агрегированного индекса с использованием статистических методов. Это позволяет более точно и оперативно рассчитать влияние цен и тарифов на развитие ключевых народнохозяйственных комплексов, что определяет изменение уровня доходов и, соответственно, качества жизни населения. Предлагаемая методика открывает значительные перспективы для мониторинга инфляции по сравнению с используемым в российской практике индексом потребительских цен. Результатом работы стали выводы авторов, полученные путем анализа расчетов динамических рядов агрегированных и частных индексов инфляции. Определено, что агрегированный индекс инфляции целесообразно использовать при индексации пенсий, обосновании прожиточного минимума и других макропоказателей, характеризующих уровень экономического роста и социального прогресса. Агрегированный индекс инфляции предложено рассматривать как целевой макропоказатель стратегического развития.

62-69 500
Аннотация

В статье представлены результаты исследования, направленного на обоснование необходимости формирования принципов устойчивого развития в нефтегазовом секторе экономики. Это, в свою очередь, определяет смену сырьевой модели экономики и переход на принципы ESG всех предприятий внутри отрасли. Поиск новых способов управления добавленной стоимостью нефтегазового сектора экономики ведется из-за заинтересованности в возобновляемых источниках энергии, что ограничивает использование традиционных углеводородов и, как следствие, приводит к сокращению спроса на них. В рамках проблемы авторы рассматривают цепочку создания стоимости нефтегазового сектора экономики с учетом внедряемых принципов ESG; таким образом учитываются интересы государства, бизнеса, науки и образования. В работе определяется современное состояние развития промышленности в точке бифуркации, это обусловливает необходимость трансформации существующих бизнес-моделей путем совершенствования концепции добавленной стоимости через оценку жизненного цикла продукта. Также авторами выявлен принцип эмерджентности ESG-перехода отраслевых предприятий, способствующий повсеместному внедрению принципов устойчивого развития в нефтегазовом секторе; рассмотрены циркулярные бизнес-модели, предполагающие практику увеличения добавленной стоимости нефтегазохимических производств путем трансформации цепочки стоимости. Кроме того, в статье представлена кривая Smiling curve изменений добавленной стоимости для нефтегазового сектора экономики и предложен устойчивый жизненный цикл продукции нефтегазохимических производств (на примере полипропилена).

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

70-82 373
Аннотация

Верным знаком того, что общество нуждается в продукте фирмы, является его готовность покупать такой продукт в объемах и по цене, которые обеспечивают прибыль компании. В свою очередь, устойчивое развитие фирмы зависит от ее способности конвертировать прибыль в увеличение стоимости компании за счет повышения эффективности текущих процессов, разработки новых продуктов и внедрения инновационных бизнес-моделей.

Целью исследования является определение направлений работы корпоративной финансовой службы и способов ее содействия максимизации стоимости фирмы в современных условиях.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды зарубежных ученых и экспертов по вопросам формирования стоимости компании.

Использованы методы качественного и количественного анализа научных публикаций, аналитические материалы известных консалтинговых организаций, статистические данные. Автор доказывает в статье, что современная корпоративная финансовая служба имеет возможности и обладает способностями управлять созданием стоимости внутри и за пределами баланса фирмы, активно содействовать повышению эффективности использования материальных и нематериальных ее активов. В этой связи автор предлагает переквалифицировать финансовую функцию из поддерживающей основную деятельность фирмы в составе инфраструктуры компании в цепочке создания стоимости в первичную функцию.

РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР

83-93 378
Аннотация

В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы эффективности процессного управления на предприятиях транспортного сектора в Российской Федерации. Приводится сравнительная характеристика функций управления и функций бизнес-процессов; подчеркивается важность внедрения отдельных подпроцессов и их влияние на эффективность управления.

Цель исследования состоит в расширении методологического инструментария, позволяющего сформировать наиболее оптимальную модель бизнес-процессов, позволяющую повысить общую эффективность управления, исследовать инструменты процессно-ориентированного управления и их роль в динамично меняющейся рыночной среде, а также наметить ряд планово-предупредительных мероприятий.

Задачи, стоящие перед авторами, заключаются в описании методов внедрения процессного подхода на предприятиях транспортного сектора, что способствует повышению результативности управления в целом.

Методологической базой являются концепции теории управления, теории эволюционной экономики. В статье использовался инструментарно-методический аппарат, основанный на синтезе и анализе, управленческом инжиниринге, классификации и идентификации. Авторами представлен разработанный инструментарий, который позволяет определить наиболее оптимальный набор бизнес-процессов на предприятиях транспортного сектора в целях повышения эффективности.

Практическая значимость исследования состоит в представленной типологии бизнес-процессов для предприятий транспортного сектора, что позволяет существенно сократить расходы аппарата управления, а также косвенно предотвратить наступление ущерба. Кроме того, авторами уточнено понятие процессного подхода применительно к функционированию транспортных фирм.

94-102 405
Аннотация

В представленной статье рассматривается методологический инструментарий практического осуществления шельфовых углеводородных проектов с позиций системно-функционального подхода. В ходе исследования проанализированы положения концепции комплексного освоения месторождений в условиях проведения политики импортоопережения в российской нефтегазовой промышленности. Выделен ряд направлений применения методологического инструментария: экологическое, технологическое, транспортное, инфраструктурное (включая строительство и совершенствование новых маршрутов поставок). В статье показано как устойчивое развитие всех сегментов нефтегазового комплекса, институциональной платформы, на которой они базируются, внедрение новейших технологий содействует комплексному освоению шельфовых углеводородных запасов.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2220-6469 (Print)
ISSN 2220-7872 (Online)