Возможность выявления альфа-компаний статистическими методами на примере рынка экспресс-логистики России
https://doi.org/10.26794/2220-6469-2022-16-1-73-80
Аннотация
В статье сделана попытка оценки применения традиционного статистического аппарата для выявления альфа-компаний на российском рынке экспресс-логистики. Альфа-компаниями, согласно теории экономического доминирования, называют те, которые занимают доминирующие позиции на отраслевых рынках благодаря доступу к наиболее дешевым ресурсам и институциональным преимуществам, позволяющим выстраивать барьеры для других игроков. Выявление подобных компаний традиционно осуществлялось экспертным методом, в том числе на основе инсайдерской информации, недоступной внешним игрокам рынка. Автором описан традиционный инструментарий, используемый для выявления доминирующих игроков рынка [индексы концентрации (CR), Линда (L) и Херфиндаля-Хиршмана (HHI)], сделаны расчеты на основе официальной статистики, данных открытых рейтингов и других доступных бенчмарков по отрасли экспресс-доставки в России, а также проведено сравнение с результатами определения альфакомпаний экспертным методом. Сформулированы гипотезы, объясняющие причины ситуаций, когда обладающие доминирующими возможностями компании не заинтересованы в реализации своего потенциала на небольшом рынке. Сделаны предположения о роли регулирующих рынок институтов при резких изменениях конъюнктуры рынка.
Об авторе
В. А. ВертоградовРоссия
Владимир Александрович Вертоградов — руководитель учебно-научной лаборатории «Проект МАХ» экономического факультета
Москва
Список литературы
1. Блохин А.А., Ломакин-Румянцев И.В., Наумов С.А. Альфа-бизнес на российском продовольственном рынке. Экономические стратегии. 2019;21(6):68–77. DOI: 10.33917/es 6.164.2019.68–77
2. Вертоградов В.А. Рыночные стратегии альфы, беты и гаммы в контексте теории экономического доминирования. Экономические стратегии. 2020;22(2):50–53. DOI: 10.33917/es 2.168.2020.50–53
3. Часовиков М.А. Аутсорсинг печати: локальный рынок с глобальным доминированием. Экономические стратегии. 2021;23(4):136–141. DOI: 10.33917/es 4.178.2021.136–141
4. Кузнецова Е.Н., Филюгина Е.К. Применение теории экономического доминирования к рынку программного обеспечения для автоматизации управления проектами. Микроэкономика. 2021;(6):24–33. DOI: 10.33917/mic 6.101.2021.24–33
5. Студников С.С. Высшее образование в россии: расцвет экономического доминирования. Мир новой экономики. 2021;15(1):112–120. DOI: 10.26794/2220–6469–2021–15–1–112–120
6. Говорова А.В., Суслова И.П., Щелокова С.В. Анализ рынка онлайн-образования в России в контексте теории экономического доминирования. Мир новой экономики. 2021;15(3):77–84. DOI: 10.26794/2220–6469–2021– 15–3–77–84
7. Блохин А.А., Гридин Р.В. Институциональные факторы в экономических прогнозах. Проблемы прогнозирования. 2021;(5):18–28.
8. Манченко М.И. Рынок экспресс-доставки сквозь призму экономического доминирования. Логистика. 2020;(5):9–15.
9. Bukvić R., Pavlović R., Gajić I. Possibilities of application of the index concentration of Linda in small economy: Example of Serbian food industries. Annals of the Oradea University. Fascicle of Management and Technological Engineering. 2014;3(3):159–164. DOI: 10.15660/AUOFMTE.2014–3.3070
10. Hirschman A.O. The paternity of an index. The American Economic Review. 1964;54(5):761.
11. Hershey R. D. Jr. Statistical formula used. New York Times. Feb. 16, 1984. URL: https://www.nytimes.com/1984/02/16/business/statistical-formula-used.html
12. Linda R. Methodology of concentration analysis applied to the study of industries and markets. Brussels: Commission of the European Communities; 1976. 160 p. URL: http://aei-dev.library.pitt.edu/33888/1/A597.pdf
13. Linda R. Mainstreams in industrial organization. In: Competition policies and measures of dominant power. Amsterdam. 1986.
Рецензия
Для цитирования:
Вертоградов В.А. Возможность выявления альфа-компаний статистическими методами на примере рынка экспресс-логистики России. Мир новой экономики. 2022;16(1):73-80. https://doi.org/10.26794/2220-6469-2022-16-1-73-80
For citation:
Vertogradov V.A. The Possibility of Identifying Alpha-Companies by Statistical Methods on the Example of the ExpressLogistics Market In Russia. The world of new economy. 2022;16(1):73-80. https://doi.org/10.26794/2220-6469-2022-16-1-73-80