Preview

Мир новой экономики

Расширенный поиск

Японские «креативные отрасли» на глобальных рынках: текущие проблемы и роль государства

https://doi.org/10.26794/2220-6469-2020-14-4-15-21

Полный текст:

Аннотация

В академической литературе и экономической практике приобрела значительное распространение концепция «креативных отраслей», которые считаются одним из важнейших источников роста современной экономики. В Японии развитие национальных «креативных отраслей» является важным направлением государственной политики (собирательное название для правительственных инициатив в данной сфере — стратегия Cool Japan). Предполагается, что культурные и «креативные» отрасли должны способствовать возрождению национальной экономики после затяжной стагнации («потерянное десятилетие»), укреплению позиций Японии на мировой политической арене. Изучению особенностей японских «креативных отраслей» и результатов стратегии Cool Japan посвящена достаточно обширная исследовательская литература, в которой освещается ряд факторов, сдерживающих экспорт «креативных» благ из Японии. Среди таких факторов — недостаточные усилия по международному маркетингу продукции, развитию международных каналов дистрибуции и др. Кроме того, автор отмечает, что негативное влияние на уровень японского «креативного» экспорта оказывает преобладание на внутреннем японском рынке продаж контента на физических носителях, а также избыточная специализация на обслуживании внутреннего спроса («галапагосский синдром»). Ярким позитивным исключением из этих тенденций является сотрудничество японских производителей анимации со «стриминговым сервисом» Netflix. В ответе на имеющиеся вызовы немаловажную роль может сыграть государственная политика по развитию национальных «креативных отраслей».

Об авторе

Г. Д. Паксютов
МГУ им. Ломоносова
Россия

Георгий Давидович Паксютов — аспирант кафедры международных экономических отношений ИСАА

Москва



Список литературы

1. Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI; 2007. 421 с. Florida R. The rise of the Creative Class. Moscow: Klassika-XXI; 2007. 421 p. (In Russ.).

2. Drucker P. F. Post-capitalist society. Oxford: Butterworth-Heinemann; 1993. 212 p.

3. Хокинс Д. Креативная экономика. М.: Классика-XXI; 2011. 256 с. Howkins J. The Creative Economy. Мoscow: Klassika-XXI; 2011. 256 p. (In Russ.).

4. McGray D. Japan’s gross national cool. Foreign policy. 2002;(1):44–54.

5. Kakiuchi E., Takeuchi K. Creative industries: Reality and potential in Japan. Tokyo: National Graduate Institute for Policy Studies; 2014. 20 p.

6. Тимонина И. Л. Креативность как экономический ресурс: опыт Японии. Япония. Ежегодник. 2017;(46):97– 116. Timonina I. L. Creativity as Economic Resource: Japan’s Practise. Yaponiya. Ezhegodnik. 2017;(46):97–116. (In Russ.).

7. Паксютов Г. Д. Экономическое значение японской «индустрии контента». Японские исследования. 2019;(1):51–72. Paksiutov G. Economic contribution of Japan’s content industry. Yaponskiye issledovaniya. 2019;(1):51–72. (In Russ.).

8. Iwabuchi K. Pop-culture diplomacy in Japan: Soft power, nation branding and the question of ‘international cultural exchange’. International Journal of Cultural Policy. 2015;(4):419–432.

9. Kawashima N. ‘Cool Japan’ and Creative Industries: An Evaluation of Economic Policies for Popular Culture Industries in Japan. Asian Cultural Flows. Kawashima N., Lee H., eds. Singapore: Springer; 2018. 237 p.

10. Iwabuchi K. Creative Industries and Cool Japan. Global Game Industries and Cultural Policy. Fung A., ed. Cham: Palgrave Macmillan; 2016. 340 p.

11. Oyama S. In the Closet: Japanese Creative Industries and their Reluctance to Forge Global and Transnational Linkages in ASEAN and East Asia. Jakarta: ERIA; 2019. 26 p.

12. Iwabuchi K. Cool Japan, Creative Industries and Diversity. Jakarta: ERIA; 2019. 17 p.

13. Galbraith P. W., Karlin J. G., eds. Idols and celebrity in Japanese media culture. London: Palgrave Macmillan; 2012. 239 p.

14. Лебедева И. П. «Серебряное цунами» в Японии. Азия и Африка сегодня. 2016;(5):43–49. Lebedeva I. P. Silver Tsunami in Japan. Aziya i Afrika segodnya. 2016;(5):43–49. (In Russ.).


Для цитирования:


Паксютов Г.Д. Японские «креативные отрасли» на глобальных рынках: текущие проблемы и роль государства. Мир новой экономики. 2020;14(4):15-21. https://doi.org/10.26794/2220-6469-2020-14-4-15-21

For citation:


Paksiutov G.D. Japan’s Exports of Creative Goods: Current Challenges and State Policy. The world of new economy. 2020;14(4):15-21. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2220-6469-2020-14-4-15-21

Просмотров: 175


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2220-6469 (Print)
ISSN 2220-7872 (Online)