Preview

Мир новой экономики

Расширенный поиск

Когнитивные компетенции выпускника в условиях становления знаниево-цифровой экономики .

https://doi.org/10.26794/2220-6469-2020-14-1-101-107

Аннотация

Процессы глобализации и интернализации, развитие наукоемких технологий и новых производств, цифровизация экономики приводят к необходимости подготовки кадров с принципиально новым набором компетенций для удовлетворения сформировавшихся потребностей организаций-заказчиков. Статья посвящена изучению когнитивных компетенций как ключевых компонентов в структуре личности выпускника университета в знаниево-цифровой экономике, востребованного на рынке труда. Исследование базируется на контент-анализе и сравнительном анализе. Рассмотрена тенденция смены образовательной парадигмы, основанная на обновлении методологии современного образовательного процесса, в том числе посредством интеграции образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности как стратегии развития современной экономики. Показана необходимость включения в перечень ключевых компетенций выпускника. Рассмотрено понятие «когнитивные компетенции», сформулированное ведущими учеными, занимающимися исследованием данной проблематики. Представлена авторская модель и структура когнитивных компетенций, разработанная для выпускников университетов в условиях новой экономики, представляющая собой совокупность развития умственного, физического, эмоционального и духовного интеллектов. Особое внимание уделено принципиально новой роли преподавателя в образовательном процессе, при котором студент не просто получает от него информацию, а обучается методологии самостоятельной «добычи» знаний.

Об авторе

Н. О. Васецкая
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия

Наталья Олеговна Васецкая — кандидат физико-математических наук, докторант

Санкт-Петербург

 



Список литературы

1. Becker G.S. Human Capital. N.Y.: Columbia University Press; 1964. 187 p.

2. Кондаурова И.А. Знания и человеческий капитал в системе факторов производства новой экономики. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016;(4):136–142.

3. Васецкая Н.О., Клочков Ю.С. Интегрированные инновационные научно-образовательные структуры как инструмент подготовки профессиональных кадров в области инженерно-технического образования. СПб.: БМВ и К; 2017. 159 с.

4. Потанина О.В. Когнитивная компетенция будущего инженера: сущность, структура, содержание. Вестник Башкирского университета. 2009;14(1):298–301.

5. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход. М.: МПСИ; 2005. 52 с.

6. Gein A.G., Nekrasov V. P. Metacognitive Invariants as Psychological-Pedagogical Factors of Training. Universal Journal of Educational Research. 2013;1(2):128–132.

7. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. URL: http://eidos.ru/journal/2005/1212.htm.

8. White R.W. Motivation reconsidered: the concept of competence. Pсychological review. 1959;(66):297–333.

9. Гилев А.А. Основные индикаторы когнитивных компетенций. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2014;(1):53–61.

10. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27–30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a Secondary Education for Europe. Strasburg; 1997. p.11.

11. Паничев С.А. Математические структуры как основа построения естественно-научных учебных курсов. Образование и наука. 2004;5(29):108–113.

12. Boyatzis R.E. The competent manager: a model for effective performance. New York: Wiley; 1982. 327 р.

13. Клименко Е.И. Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое понятие современного образования. Молодой ученый. 2015;(22):816–818.

14. Roos T.G. Die Arbeitswelt im Jahre 2020: Was bedeutet sie für die Bildung. Leicht geändert für Thurgauer Zeitung, 18 Juni, 2002.

15. Savignon S.J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. NewYork: McGraw-Hill; 1997. 272 р.

16. Форсайт 2025: трансформация бакалаврских программ, опыт Стэнфордского университета. URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F_1516133873/Transformaciya.bakalavrskikh.programm..Opyt.Stenfordskogo. universiteta.pdf/.

17. Любимова Н. Н., Нескрябина О.Ф. Гармоничное развитие личности: методологические аспекты и ценностное измерение. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11735.


Рецензия

Для цитирования:


Васецкая Н.О. Когнитивные компетенции выпускника в условиях становления знаниево-цифровой экономики . Мир новой экономики. 2020;14(1):101-107. https://doi.org/10.26794/2220-6469-2020-14-1-101-107

For citation:


Vasetskaya N.О. Cognitive Competencies of Graduates in the Conditions of Formation of the Knowledge-Digital Economy. The world of new economy. 2020;14(1):101-107. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2220-6469-2020-14-1-101-107

Просмотров: 646


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2220-6469 (Print)
ISSN 2220-7872 (Online)