Изменение модели обслуживания банками корпоративных клиентов
https://doi.org/10.26794/2220-6469-2022-16-2-89-102
Аннотация
Автор исследует особенности работы банков, регуляторное и конкурентное давление на которые существенно усилилось в последние 10 лет, что негативно влияет на рентабельность их деятельности. Целью исследования является поиск оптимальной модели взаимодействия универсальных банков с корпоративными клиентами, которые обеспечивают большую часть их доходов и прибыли. Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды зарубежных ученых и экспертов по вопросам повышения эффективности работы банков с корпоративными клиентами. Использованы методы качественного и количественного анализа научных публикаций, аналитические материалы известных консалтинговых организаций, статистические данные. В результате исследования автор приходит к выводу, что в существенно усложнившихся и нестабильных макроэкономических условиях банкам и компаниям целесообразно и выгодно пересмотреть характер сотрудничества, и предлагает новую модель обслуживания банками корпоративных клиентов, в которой каждая сторона углубит свою специализацию.
Ключевые слова
Об авторе
В. Д. СмирновРоссия
Владимир Дмитриевич Смирнов — кандидат экономических наук, доцент департамента мировых финансов
Москва
Список литературы
1. Buehler K., Burkhardt R., Dietz M., Khanna S., Lemerle M., Mehta A., Nadeau M.-C., Rajgopal K., Sengupta J., Sieberer M., White O. A test of resilience: Banking through the crisis, and beyond. McKinsey Global Banking Annual Review 2020. Washington, DC: McKinsey & Company; 2020. 52 p. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/industries/financial%20services/our%20insights/mckinsey%20global%20banking%20annual%20review%202020%20a%20test%20of%20resilience/a-test-of-resilience-banking-through-the-crisis-and-beyond.pdf
2. Benintende F., Floetotto M., Kuyoro M., Pinter Z., Van Oostende M., Wos A. Seeds of outperformance: How M&A can help banks thrive in the next normal. Washington, DC: McKinsey & Company; 2020. 10 p. URL: https://www.mckinsey.com/industries/financial-services/our-insights/seeds-of-outperformance-how-m-and-a-can-help-banks-thrive-in-the-next-normal
3. Garvey J., Bichard J., Dr. Wackerbeck P., Alexander O., Burns P., Hughes C. Securing your tomorrow, today. The future of financial services. London: PwC; 2020. 27 p. URL: https://www.pwc.com/gx/en/financial-services/pdf/pwc-the-future-of-financial-services.pdf
4. Grasek B., Stoklosa M., Lord N., Zerbe K., Dobreva I., Miotto G., Kenny R., Shah V., O’Kelly R., Rosberg M., Walsh D., Davis J., Khutti N., Becker A., Karlstrom M. Striving to sustain returns. New York: Morgan Stanley; 2021. 37 p. URL: https://www.oliverwyman.com/content/dam/oliver-wyman/v2/publications/2021/apr/Oliver-Wyman-Morgan-Stanley-Wholesale-Banks-2021.pdf
5. Kent S., Kamyk K., Freddi R., Chikova D., Pastore E., Pethe S. New decade, new crisis: European retail banking radar. Chicago, IL: Kearney; 2020. 23 p. URL: https://www.kearney.com/documents/20152/23369618/Retail+Banking+Radar+Articles.pdf/ae39a46a-9bac-09e9–66f3–55f6beb0e5db?t=1608470935000
6. Le Boulay G., Saujana E., Dany O., Goyal D., Baumgaertner C., Van den Berg P., Beetz E. S., Benayad A., Orain F. The new reality for wholesale banks. BCG. Nov. 07, 2019. URL: https://www.bcg.com/publications/2019/new-reality-wholesale-banks
7. Malhotra S., Senant Y., Drummond A., Ampenberger M., Batra I., Strauss M., Roongta P., Dab S., Tfeli A., Tan T., Bussey K. Global payments 2019: Tapping into pockets of growth. Boston, MA: BCG; 2019. 27 p. URL: https://web-assets.bcg.com/img-src/BCG-Global-Payments-2019-Tapping-into-Pockets-of-Growth-September-2019-rev_tcm9–231986.pdf
8. Смирнов В. Д. Изменения в финансовой функции компаний. Мир новой экономики. 2021;15(3):56–68. DOI: 10.26794/2220–6469–2021–15–3–56–68
9. Bhattacharya S., Thakor A. V. Contemporary banking theory. Journal of Financial Intermediation. 1993;3(1):2–50. DOI: 10.1006/jfin.1993.1001
10. Boot A. W.A. Relationship banking: What do we know? Journal of Financial Intermediation. 2000;9(1):7–25. DOI: 10.1006/jfin.2000.0282
11. Petersen M. A., Rajan R. G. The effect of credit market competition on lending relationships. The Quarterly Journal of Economics. 1995;110(2):407–443. DOI: 10.2307/2118445
12. Lewis M. K. Modern banking in theory and practice. Revue économique. 1992;43(2):203–227. DOI: 10.2307/3501990
13. Miwa Y., Ramseyer J. M. Does relationship banking matter? The myth of the Japanese main bank. Journal of Empirical Legal Studies. 2005;2(2):261–302. DOI: 10.1111/j.1740–1461.2005.00051.x
14. Guo Y., Holland J., Kreander N. An exploration of the value creation process in bank corporate communications. Journal of Communication Management. 2014;18(3):254–270. DOI: 10.1108/JCOM-10–2012–0079
15. Guo Y. Implementing relationship banking strategies and techniques and improving customer value. Finance and Market. 2017;2(2):14. DOI: 10.18686/fm.v2i2.980
16. Degryse H. A., Ongena S. Bank relationship and firm profitability. Financial Management. 2001;30(1):9–34. DOI: 10.2307/3666389
17. Ogura Y., Yamori N. Lending competition and relationship banking: Evidence from Japan. Munich Personal RePEc Archive. MPRA Paper. 2009;(16707). URL: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/16707/1/MPRA_paper_16707.pdf
18. Dietz M., Ferreira N., Nadeau M.-C., Sengupta J. The great diversion. McKinsey global banking annual review 2021. Washington, DC: McKinsey & Company; 2021. 54 p. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/industries/financial%20services/our%20insights/global%20banking%20annual%20review%202021%20the%20great%20divergence/global-banking-annual-review-2021-the-great-divergence-final.pdf
19. Evans C., Colyer T., Howard-Jones D. A credit renaissance is beginning. New York: Oliver Wyman; 2021. 10 p. URL: https://www.oliverwyman.com/content/dam/oliver-wyman/v2/publications/2021/aug/a-credit-renaissance-is-beginning.pdf
20. Soares J. Investors have soured on Europe’s banks, and now a downturn looms. Boston, MA: Bain & Company; 2019. 12 p. URL: https://www.bain.com/insights/investors-have-soured-on-europes-banks/
21. Smith K., Rorrer J. Data driven mastery in commercial banking. Dublin: Accenture; 2021. 22 p. URL: https://www.accenture.com/us-en/insights/banking/data-driven-mastery-commercial-banking
22. Barbey R., Bujon de l’Estang T., Burghardt M., Carlos M., Dab S., Levet J., Senant Y., Subramanian S., Tang T., van den Berg P., Wee C. K. Corporate treasury insights 2016. Boston, MA: BCG; 2016. 16 p. URL: https://www.bcg.com/publications/2016/financial-institutions-corporate-treasury-insights-security-client-experience
23. Agrawal A., Eklund S., Waite J., Woodcock E. Finance 2030: Four imperatives for the next decade. Washington, DC: McKinsey & Company; 2020. 7 p. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/operations/our-insights/finance-2030-four-imperatives-for-the-next-decade
24. Malek V., Rychlik P., Michniak P., Mlynski P. Business partnership: Inside the intelligent finance function. Amstelveen: KPMG; 2015. 52 p. URL: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/pdf/2016/03/pl-Report-KPMG-in-Poland-Business-partnership-Inside-the-intelligent-finace-function.pdf
25. Senant Y., Ampenberger M., Mathur A, Batra I., Clavel J., Dab S., Malhotra S., Nowicki S., Roongta P., Strauss M., Tfeli A., Vaca A. Global payments 2020: Fast forward into the future. Boston, MA: BCG; 2020. 34 p. URL: https://web-assets.bcg.com/7c/e0/596af1214f32820093f1f88c05f0/bcg-global-payments-2020-fast-forward-into-the-future-oct-2020–1.pdf
Рецензия
Для цитирования:
Смирнов В.Д. Изменение модели обслуживания банками корпоративных клиентов. Мир новой экономики. 2022;16(2):89-102. https://doi.org/10.26794/2220-6469-2022-16-2-89-102
For citation:
Smirnov V.D. Changing the Banking Model of Service for Corporate Clients. The world of new economy. 2022;16(2):89-102. https://doi.org/10.26794/2220-6469-2022-16-2-89-102