Цифровое государство как экспоненциальная организация: новые технологии коммуникации
https://doi.org/10.26794/2220-6469-2022-16-2-6-18
Аннотация
В статье исследуется экспоненциальная трансформация цифрового государства. Экспоненциальные организации являются распространенной моделью управления и характеризуются использованием информатизированной среды, сторонних ресурсов и цифровых платформ для масштабирования процессов и создания новых рынков. Цифровое государство определяется как комплекс институтов структурирования социальных отношений и конфликтов в сетевой среде. Сопряжение моделей экспоненциальной организации и цифрового государства реализовано через фокус на технологиях коммуникации, позволяющих обмениваться и интегрировать окружающие знания в систему управления. В статье предложена типология технологий коммуникации цифрового государства с внешними и внутренними сообществами в зависимости от типа среды (внутренняя/внешняя) и опций доступа (инклюзивные/эксклюзивные). В рамках типологии систематизированы основные технологии коммуникации и их возможности для решения разных задач управления, включая вовлечение новых агентов в поле государственной политики, организацию доступа к институтам, создание/извлечение стоимости, сокращения издержек на обмен информацией между структурами управления. Технологии коммуникации позволяют государству перейти к политике выявления и взаимодействия с разнообразием среды. Эффекты внедрения данных технологий оцениваются на примере Эстонии. В заключении формулируются выводы о возможности рассмотрения цифрового государства как экспоненциальной организации с точки зрения информационной связанности системы, однако сложно делать однозначные выводы о взрывном росте результатов создания/извлечения стоимости ввиду функционирования государства как неравновесной адаптивной системы.
Ключевые слова
Об авторе
Д. Р. МухаметовРоссия
Данияр Рустямович Мухаметов — стажер-исследователь департамента политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций
Москва
Список литературы
1. Denning P., Lewis T. Exponential laws of computing growth. Communications of the ACM. 2017;60(1):54–65. DOI: 10.1145/2976758
2. Исмаил С., Мэлоун М., ван Геест Ю. Взрывной рост. Почему экспоненциальные организации в десятки раз продуктивнее вашей (и что с этим делать). Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер; 2020. 440 с.
3. Coelho D. A., Nunes F., Vieira F. L. The impact of crowdsourcing in product development: an exploratory study of Quirky based on the perspective of participants. International Journal of Design Creativity and Innovation. 2018;6(1–2):114–128. DOI: 10.1080/21650349.2016.1216331
4. Cosenz F., Qorbani D., Yamaguchi Y. An exploration of digital ride-hailing multisided platforms’ market dynamics: Empirical evidence from the Uber case study. International Journal of Productivity and Performance Management. 2021;70(4):725–742. DOI: 10.1108/IJPPM-10–2019–0475
5. So K. Kim H., Oh H. What makes birbnb experiences enjoyable? The effects of environmental stimuli on perceived enjoyment and repurchase intention. Journal of Travel Research. 2021;60(5):1018–1038. DOI: 10.1177/0047287520921241
6. Balanagarajan K., Kabaly P. Exponential organization: Paytm — A review. Global Journal of Enterprise Information System. 2018;10(3):34–40.
7. Subramanian K., Balanagarajan K. Exponential entrepreneurs: Entrepreneurs achieving exponential growth through digital technology and innovation — A review. International Journal on Recent Trends in Business and Tourism. 2018;2(4):14–18.
8. Diamandis P., Kotler S. Bold: How to go big, create wealth and impact the world. New York: Simon & Schuster; 2015. 336 p.
9. Dahlberg L. Re-constructing digital democracy: An outline of four ‘positions’. New Media & Society. 2011;13(6):855–872. DOI: 10.1177/1461444810389569
10. Asenbaum H. Rethinking digital democracy: From the disembodied discursive self to new materialist corporealities. Communication Theory, 2021;31(3):360–379. DOI: 10.1093/ct/qtz033
11. Зотов В. В., Захаров В. М., Сапрыка В. А. Цифровизация публичного управления: электронная демократия vs электронное правительство. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2021;46(2):250–262. DOI: 10.52575/2712–746X-2021–46–2–250–262
12. Fourcade M., Gordon J. Learning like a state: Statecraft in the digital era. Journal of Law and Political Economy. 2020;1(1):78–108. DOI: 10.5070/LP61150258
13. Lyon D. Surveillance culture: Engagement, exposure, and ethics in digital modernity. International Journal of Communication. 2017;11:1–18. URL: https://ijoc.org/index.php/ijoc/article/viewFile/5527/1933
14. Олсон М. Власть и процветание. Перерастая коммунистические и капиталистические диктатуры. Пер. с англ. М.: Новое издательство; 2012. 212 с.
15. Mazzucato M. The entrepreneurial state: Debunking public vs. private myths in risk and innovation. London: Anthem Press; 2013. 261 p.
16. Mazzucato M. The value of everything: Makers and takers in the global economy. London: Allen Lane-Penguin; 2018. 384 p.
17. Dolfsma W. Government failure — Four types. Journal of Economic Issues. 2011; 45(3):593–604. DOI: 10.2753/JEI0021–3624450304
18. Гребер Д. Утопия правил. О технологиях, глупости и тайном обаянии бюрократии. Пер. с англ. М.: Ad Marginem; 2016. 224 с.
19. Скотт Дж. Благими намерениями государства. Почему и как проваливались проекты улучшения условий человеческой жизни. Пер. с англ. М.: Университетская книга; 2005. 576 с.
20. Дин М. Правительность: власть и правление в современных обществах. Пер. с англ. М.: Дело; 2016. 592 c.
21. Mossberger K., Tolbert C. J., McNeal R. S. Digital citizenship: The Internet, society and participation. Cambridge, MA: The MIT Press; 2007. 240 p.
22. Бродовская Е. В. Цифровые граждане, цифровое гражданство и цифровая гражданственность. Власть. 2019;27(4):65–69. DOI: 10.31171/vlast.v27i4.6587
23. Sierzputowski B. The data embassy under public international law. International and Comparative Law Quarterly. 2019;68(1):225–242. DOI: 10.1017/S0020589318000428
24. Prause G. E-Residency: A business platform for Industry 4.0? Entrepreneurship and Sustainability Issues. 2016;3(3):216–227. DOI: 10.9770/jesi.2016.3.3(1)
25. Mukhametov D. R. Collective data governance for development of digital government. In: 2021 International Conference on Engineering Management of Communication and Technology (EMCTECH). (Vienna, 20–22 Oct. 2021). Piscataway, NJ: IEEE; 2021:1–5. DOI: 10.1109/EMCTECH53459.2021.9619164
26. Lember V., Kattel R., Tõnurist P. Technological capacity in the public sector: The case of Estonia. International Review of Administrative Sciences. 2018;84(2):214–230. DOI: 10.1177/0020852317735164
27. Kassen M. Open data and e-government — related or competing ecosystems: A paradox of open government and promise of civic engagement in Estonia. Information Technology for Development. 2019;25(3):552–578. DOI: 10.1080/02681102.2017.1412289
28. Goede M. E-Estonia: The e-government cases of Estonia, Singapore, and Curaҫao. Archives of Business Research. 2019;7(2):216–227. DOI: 10.14738/abr.72.6174
29. Мухаметов Д. Р., Симонов К. В. «Умное государство»: перспективы внедрения цифровых технологий государственного управления в России. Мир новой экономики. 2021;15(3):17–27. DOI: 10.26794/2220–6469–2021–15–3–17–27
Рецензия
Для цитирования:
Мухаметов Д.Р. Цифровое государство как экспоненциальная организация: новые технологии коммуникации. Мир новой экономики. 2022;16(2):6-18. https://doi.org/10.26794/2220-6469-2022-16-2-6-18
For citation:
Mukhametov D.R. Digital Government as Exponential Organization: New Technologies of Communication. The world of new economy. 2022;16(2):6-18. https://doi.org/10.26794/2220-6469-2022-16-2-6-18