Preview

Мир новой экономики

Расширенный поиск

«Умное государство»: перспективы внедрения цифровых технологий государственного управления в России

https://doi.org/10.26794/2220-6469-2021-15-3-17-27

Аннотация

В статье рассматриваются перспективы внедрения государственных технологий (гостех) в России и возможности использования цифровых технологий для совершенствования государственного управления. Востребованность гостех обуславливается необходимостью формирования «умного государства», использующего новые подходы к государственному регулированию, планированию, коммуникации с гражданами и бизнесом. В этом отношении гостех является набором инструментов, с помощью которых государство может сблизить модели управления и социальную реальность, повысив эффективность планирования. Гостех определяется как операционализация пространства и ресурсов управления через создание цифровых идентичностей. Инструменты гостех позволяют определить в реальном времени положение объекта управления, а также предоставляют численную оценку последствий экономических решений. Автор рассматривает тренды в разных направлениях развития гостех в России: 1) открытые данные; 2) электронные госуслуги и цифровые профили; 3) интегрированные платформы и системы мониторинга в «умных городах» и регионах. В итоге формулируются три сценария результатов внедрения гостех: 1) цифровая демократия; 2) гостех как машина таргетированного контроля; 3) гостех как ресурс «эффективного менеджмента» и технократии.

Об авторах

Д. Р. Мухаметов
Финансовый университет
Россия

Данияр Рустямович Мухаметов — стажер-исследователь Центра изучения трансформации общественно-политических отношений Департамента политологии

Москва



К. В. Симонов
Финансовый университет
Россия

Константин Васильевич Симонов — кандидат политических наук, профессор, директор Департамента политологии

Москва



Список литературы

1. Banerjee A., Niehaus P., Suri T. Universal basic income in the developing world. Annual Review of Economics. 2019;11:959–983. DOI:10.1146/annurev-economics‑080218–030229

2. Haug N., Geyrhofer L., Londei A., Dervic E., Desvars-Larrive A., Loreto V., Pinior B., Thurner S., Klimek P. Ranking the effectiveness of worldwide COVID‑19 government interventions. Nature Human Behaviour. 2020;4(12):1303–1312. DOI:10.1038/s41562–020–01009–0

3. Винья П., Кейси М. Машина правды. Блокчейн и будущее человечества. Пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер; 2018. 320 с.

4. Ruppert E. The governmental topologies of database devices. Theory, Culture & Society. 2012;29(4–5):116–136. DOI:10.1177/0263276412439428

5. Mann M. The autonomous power of the state: Its origins, mechanisms and results. European Journal of Sociology. 1984;25(2):185–213. DOI:10.1017/S0003975600004239

6. Dalakoglou D. The road: An ethnography of (im)mobility, space and cross-border infrastructures in the Balkans. Manchester: Manchester University Press; 2016. 216 p.

7. Мухаметов Д.Р. Модели платформ вовлечения граждан для создания в России умных городов нового поколения. Вопросы инновационной экономики. 2020;10(3):1605–1622. DOI:10.18334/vinec.10.3.110683

8. Gonzálvez-Gallego N., Nieto-Torrejón L., Pérez-Cárceles M. Is open data an enabler for trust? Exploring the link and the mediating role of citizen datisfaction. International Journal of Public Administration. 2020;43(14):1218–1227. DOI:10.1080/01900692.2019.1668412

9. Rocher L., Hendrickx J., de Montjoye Y.-A. Estimating the success of re-identifications in incomplete datasets using generative models. Nature Communications. 2019;10(1):145–171. DOI:10.1038/s41467–019–10933–3

10. Couch D.L., Robinson P., Komesaroff P.A. COVID‑19 — Extending surveillance and the panopticon. Journal of Bioethical Inquiry. 2020;17(4):809–814. DOI:10.1007/s11673–020–10036–5

11. Bernard R., Bowsher G., Sullivan R. COVID‑19 and the rise of participatory SIGINT: An examination of the rise in government surveillance through mobile applications. American Journal of Public Health. 2020;110(12):1780–1785. DOI:10.2105/AJPH.2020.305912

12. Мухаметов Д.Р. От умного города к цифровому региону: проблемы масштабирования сетей управления. Вопросы инновационной экономики. 2021;11(1):141–156. DOI:10.18334/vinec.11.1.111804

13. Ketzler B., Naserentin V., Latino F., Zangelidis C., Thuvander L., Logg A. Digital twins for cities: A state of the art review. Built Environment. 2020;46(4):547–573. DOI:10.2148/benv.46.4.547

14. Anttiroiko A.-V. City-as-a-platform: The rise of participatory innovation platforms in Finnish cities. Sustainability. 2016;8(9):922–953. DOI:10.3390/su8090922

15. Танци В. Правительство и рынки. Меняющаяся экономическая роль государства. Пер. с англ. М.: Изд-во Института Гайдара; 2018. 584 c.

16. Streeck W. How will capitalism end? Essays on a failing system. Brooklyn: Verso Books; 2016. 272 p.

17. Helbing D. Managing complexity in socioeconomic systems. European Review. 2009;17(2):423–438. DOI:10.1017/S1062798709000775


Рецензия

Для цитирования:


Мухаметов Д.Р., Симонов К.В. «Умное государство»: перспективы внедрения цифровых технологий государственного управления в России. Мир новой экономики. 2021;15(3):17-27. https://doi.org/10.26794/2220-6469-2021-15-3-17-27

For citation:


Mukhametov D.R., Simonov K.V. “Smart Government”: prospects for introduction of digital technologies in public administration in Russia. The world of new economy. 2021;15(3):17-27. https://doi.org/10.26794/2220-6469-2021-15-3-17-27

Просмотров: 1270


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2220-6469 (Print)
ISSN 2220-7872 (Online)