Стратегические изменения на автомобильном рынке России в период 2018–2023 годов
https://doi.org/10.26794/2220-6469-2025-19-2-86-93
Аннотация
В связи с затрагивающими автомобильную отрасль с 2020 г. кризисными явлениями, такими как дефицит микроэлектроники в период пандемии COVID‑19, уход ключевых производителей вследствие антироссийских санкций в 2022 г. и влияние неблагоприятных экономических факторов, объем продаж легковых автомобилей в 2022 г. по сравнению с 2021 г. сократился на 979 410 единиц. Это привело к трансформации российского автомобильного рынка и поиску его участниками новых источников дохода и бизнес-моделей. Цель данного исследования — анализ структуры и динамики трансформации российского автомобильного рынка в 2018–2023 гг. в деятельности основных (автопроизводители, дистрибьюторы, автодилеры) и смежных (каршеринг, автолизинг, агрегаторы онлайн-продаж, сервисы микромобильности) участников, а также восполнение пробела в научных исследованиях данной отрасли. Методы. Для изучения структуры рынка и ключевых тенденций в России и мире в указанный период были проанализированы отчеты крупнейших международных консалтинговых компаний: АЕБ, «Автостат», «АвтоБизнесРевью», а также нормативно-правовые акты РФ. Систематизация тенденций в автобизнесе осуществлена посредством PESTLE-анализа, а исследование изменений цепочки создания стоимости проведено на основе интервью с отраслевыми экспертами.
Об авторах
Д. В. ВоробьёваРоссия
Дарья Владимировна Воробьёва — руководитель партнерского направления департамента маркетинга компании «РОЛЬФ»
Москва
С. В. Щелокова
Россия
Светлана Викторовна Щелокова — кандидат экономических наук, доцент экономического факультета
Москва
Список литературы
1. Лапидус Л.В., Шорохова В.Н.Трансформация бизнес-моделей в автомобильной промышленности в условиях развития беспилотных технологий. Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2023;(2):19–33. DOI: 10.25198/2077- 7175-2023-2-19
2. Reinhardt R. Sustainable business model perspectives for the electric vehicle industry: The case of battery second use. PhD thesis. Barcelona: Universitat Politècnica de Catalunya; 2019. 157 p. URL: https://www.tdx.cat/bitstream/handle/10803/668032/TRR1de1.pdf?sequence=1
3. Urbinati A., Franzò S., Chiaroni D. Enablers and barriers for circular business models: An empirical analysis in the Italian automotive industry. Sustainable Production and Consumption. 2021;27:551–566. DOI: 10.1016/j.spc.2021.01.022
4. Bonsu N.O.Towards a circular and low-carbon economy: Insights from the transitioning to electric vehicles and net zero economy. Journal of Cleaner Production. 2020;256:120659. DOI: 10.1016/j.jclepro.2020.120659
5. Lengton M., Verzijl D., Dervojeda K., Probst L., Frideres L.Internet of things. Connected cars. Business Innovation Observatory Case Study. 2015;(43). URL: https://ec.europa.eu/docsroom/documents/9614?locale=en
6. Dombrowski U., Engel C.Impact of electric mobility on the after sales service in the automotive industry. Procedia CIRP. 2014;16:152–157. DOI: 10.1016/j.procir.2014.01.022
7. Pérez-Moure H., Lampón J.P., Cabanelas P. Mobility business models toward a digital tomorrow: Challenges for automotive manufacturers. Futures. 2024;156:103309. DOI: 10.1016/j.futures.2023.103309
8. Koroth A.K., Mazurek G., Pater P. Disruptive innovation in automotive retailing. Management and Business Administration Central Europe. 2019;27(1):1–16. DOI: 10.7206/jmba.ce.2450–7814.238
9. Smania G.S., Arakaki I.R.Y., Oliveira A.F., Cauchick-Miguel P.A., de Sousa Mendes G.H. Car subscription services: Automakers’ shift towards servitized and sustainable business models. Sustainable Production and Consumption. 2023;36:184–193. DOI: 10.1016/j.spc.2022.12.024
10. Arbeláez A.M.A. Economic impacts, carbon footprint and rebound effects of car sharing: Scenario analysis assessing business-to-consumer and peer-to-peer car sharing. Sustainable Production and Consumption. 2023;35:238–249. DOI: 10.1016/j.spc.2022.11.004
11. Belk R. You are what you can access: Sharing and collaborative consumption online. Journal of Business Research. 2014;67(8):1595–1600. DOI: 10.1016/j.jbusres.2013.10.001
12. Говорова А.В. История и парадоксы авторынка Китая: восточные стратегии и азиатский регулятор. Проблемы прогнозирования. 2023;(1):217–229. DOI: 10.47711/0868-6351-196-217-229
13. Спектор С.В., Вертоградов В.В.Конкуренция на рынке премиальных автомобилей Бразилии в 2007–2021 гг. Латинская Америка. 2023;(4):39–52. DOI: 10.31857/S 0044748X0023732-4
14. Вертоградов В.А., Щелокова С.В.Стратегии премиальных автомобильных брендов в России и действия регулятора (2009–2021 гг.). Мир новой экономики. 2022;16(2):64–75. DOI: 10.26794/2220-6469-2022-16-2-64-75
15. Вертоградов В.А., Щелокова С.В., Иванчина А.А. Автомобильный рынок РФ: стратегии компаний и действия регуляторов (2009–2021). Стратегии бизнеса. 2022;10(2):33–41. DOI: 10.17747/2311-7184-2022-2-33-41
Рецензия
Для цитирования:
Воробьёва Д.В., Щелокова С.В. Стратегические изменения на автомобильном рынке России в период 2018–2023 годов. Мир новой экономики. 2025;19(2):86-93. https://doi.org/10.26794/2220-6469-2025-19-2-86-93
For citation:
Vorobeva D.V., Shchelokova S.V. Strategic Changes in Russian Automotive Market (2018–2023). The world of new economy. 2025;19(2):86-93. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2220-6469-2025-19-2-86-93