Preview

Мир новой экономики

Расширенный поиск

Прогноз влияния цифровизации на управление государственными финансами

https://doi.org/10.26794/2220-6469-2022-16-4-113-123

Аннотация

Современные цифровые технологии, основанные на искусственном интеллекте и больших данных, оказывают значительное влияние на многие сферы социально-экономической жизни общества. Систему управления государственными финансами в настоящее время цифровизация затронула в незначительной степени. Однако именно данная сфера имеет высокий потенциал для использования больших данных и искусственного интеллекта, так как базируется на значительных объемах информации, в том числе неструктурированной. При этом процесс, механизм и формы воздействия цифровых технологий на управление государственными финансами в научной литературе исследованы мало. Целью настоящей статьи является прогнозирование на средне- и долгосрочную перспективу изменений в системе управления государственными финансами, которые могут произойти под воздействием цифровых технологий. Для прогнозирования использовался методический подход, основанный на экстраполяции. Цифровые технологии в настоящее время существенно повлияли на некоторые отрасли социально-экономической деятельности людей. Формы и механизмы такого воздействия экстраполировались на систему управления государственными финансами, и в первую очередь на различные стадии бюджетного процесса.

Об авторах

Ю. В. Белоусов
Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России
Россия

Юрий Викторович Белоусов —  кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра бюджетной политики

Москва



О. И. Тимофеева
Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России; Финансовый университет
Россия

Ольга Ивановна Тимофеева —  кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра бюджетной политики, Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России, Москва, Россия; доцент департамента общественных финансов, Финансовый университет

Москва



Список литературы

1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ; 2000. 608 с.

2. Ли К.-Ф. Сверхдержавы искусственного интеллекта. Китай, Кремниевая долина и новый мировой порядок. Пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер; 2019. 240 с.

3. Фрэнк М., Рериг П., Принг Б. Что делать, когда машины начнут делать все: как роботы и искусственный интеллект изменят жизнь и работу. Пер. с англ. М.: Эксмо; 2019. 320 с.

4. Fölscher A. Budget transparency: New frontiers in transparency and accountability. London: Open Society Foundation; 2010. 59 p. URL: https://www.transparency-initiative.org/wp-content/uploads/2017/03/budget_transparency_final1.pdf (дата обращения: 16.12.2021).

5. Khagram S., ed. Open budgets: The political economy of transparency, participation, and accountability. Washington, DC: Brookings Institution Press; 2013. 275 p.

6. Белоусов Ю.В., Тимофеева О.И. Методологические вопросы составления рейтинга открытости бюджетов. Финансовый журнал. 2021;13(4):122–138. DOI: 10.31107/2075–1990–2021–4–122–138

7. Тимофеева О. Публичные слушания по проекту бюджета на региональном уровне: от формального мероприятия к эффективному механизму. Финансы. 2021;(9):20–28.

8. Hood C.A. A public management for all seasons? Public Administration. 1991;69(1):3–19. DOI: 10.1111/J.1467–9299.1991.TB00779.X

9. Lynn L.E. The myth of the bureaucratic paradigm: What traditional public administration really stood for. Public Administration Review. 2001;61(2):144–160. DOI: 10.1111/0033–3352.00016

10. Evans P., Rauch J.E. Bureaucracy and growth: A cross-national analysis of the effects of “Weberian” state structures on economic growth. American Sociological Review. 1999;64(5):748–765. DOI: 10.2307/2657374

11. Pollitt C., Bouckaert G. Public management reform: A comparative analysis — new public management, governance, and the neo-Weberian state. New York: Oxford University Press; 2011. 367 p. DOI: 10.1177/0020852312437323

12. Dunleavy P., Margetts H., Bastow S., Tinkler J. New public management is dead — long live digital-era governance. Journal of Public Administration Research and Theory. 2006;16(3):467–494. DOI: 10.1093/acprof:o-so/9780199296194.003.0009

13. Osborne S. P. The new public governance? Public Management Review. 2006;8(3):377–387. DOI: 10.1080/14719030600853022

14. Andrews M. The good governance agenda: Beyond indicators, without theory. Oxford Development Studies. 2008;36(4):379–407. DOI: 10.1080/13600810802455120

15. Denhardt R. B., Denhardt J.V. The new public service: Serving rather than steering. Public Administration Review. 2000;60(6):549–559. DOI: 10.1111/0033–3352.00117

16. O’Flynn J. From new public management to public value: Paradigmatic change and managerial implications. Australian Journal of Public Administration. 2007;66(3):353–366. DOI: 10.1111/j.1467–8500.2007.00545.x

17. Хоуп Д., Фрейзер Р. Бюджетирование, каким мы его не знаем. Управление за рамками бюджетов. Пер. с англ. М.: Вершина, 2005. 256 с.

18. Bogsnes B. Implementing beyond budgeting: Unlocking the performance potential. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, Inc.; 2008. 240 p.

19. De Renzio P., Lakin J. Reframing public finance. Promoting justice, democracy, and human rights in government budgets. Amsterdam: International Budget Partnership; 2019. 21 p. URL: https://www.internationalbudget.org/wp-content/uploads/reframing-public-finance-justice-democracy-human-rights-in-government-budgetsibp-2019.pdf (дата обращения: 21.12.2021).

20. Duri J. Overview of international standards related to separation of powers, conflicts of interest and abuse of functions by parliamentarians in national budget processes. Berlin: Transparency International; 2021. 12 p. URL: https://knowledgehub.transparency.org/assets/uploads/kproducts/Gambia-query-2021.pdf (дата обращения: 02.02.2022).

21. Papadopoulos Y. Democracy in crisis? Politics, governance and policy. Basingstoke: Palgrave Macmillan; 2013. 312 p.

22. Innerarity D. Politics in the times of indignation: The crisis of representative democracy. London, New York: Bloomsbury Academic; 2019. 264 p.

23. Marres N. Digital sociology: The reinvention of social research. Cambridge: Polity Press; 2017. 232 p.

24. De Blasio E., Sorice M. Populism between direct democracy and the technological myth. Palgrave Communications. 2018;4:15. DOI: 10.1057/s41599–018–0067-y

25. Sloane M., Chowdhury R., Havens J.C., Lazovich T., Rincon Alba L. AI and procurement: A primer. New York: New York University; 2021. 53 p. DOI: 10.17609/bxzf-df18

26. Шваб К. Четвертая промышленная революция. Пер. с англ. М.: Эксмо; 2017. 208 с.

27. Advani A. Who does and doesn’t pay taxes? Fiscal Studies. 2021;43(6). DOI: 10.1111/1475–5890.12257

28. Kirchler E., Hoelzl E., Wahl I. Enforced versus voluntary tax compliance: The “slippery slope” framework. Journal of Economic Psychology. 2008;29(2):210–225. DOI: 10.1016/j.joep.2007.05.004


Рецензия

Для цитирования:


Белоусов Ю.В., Тимофеева О.И. Прогноз влияния цифровизации на управление государственными финансами. Мир новой экономики. 2022;16(4):113-123. https://doi.org/10.26794/2220-6469-2022-16-4-113-123

For citation:


Belousov Yu.V., Timofeeva O.I. Forecast of the digitalization impact on public financial management. The world of new economy. 2022;16(4):113-123. https://doi.org/10.26794/2220-6469-2022-16-4-113-123

Просмотров: 917


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2220-6469 (Print)
ISSN 2220-7872 (Online)