Анализ деятельности экономического субъекта и цифровая культура
https://doi.org/10.26794/2220-6469-2019-13-2-111-120
Аннотация
Предмет. Современная экономика переживает ряд кризисов, связанных как с необходимостью структурных реформ, так и с решением системных проблем. На решение системных и структурных проблем оказывает влияние новая среда бизнеса, формируемая в поле цифровой культуры. Это сообщает новые свойства участникам национальной и международной экономики, диктует новые требования к экономическим субъектам, результатам их деятельности и качеству бизнеса. Новые требования заинтересованных сторон влияют на формирование феноменологии экономического анализа в эпоху цифровой культуры.
Цель. Авторская разработка феноменологии экономического анализа (анализа деятельности экономических субъектов) и системы стандартизации экономического анализа в цифровой экономике.
Методология. Для решения поставленных задач были использованы методы исследования систем (анализ и синтез), сравнительный анализ, метод аналогий. Исследование построено на изучении актуальной экономической литературы и на использовании метода структурного анализа.
Результаты. Диагностированы специфические черты (феномены) цифровой культуры как новой среды бизнеса. Определены положительные черты и недостатки цифровизации экономики. Выявлена система феноменов, формирующих феноменологию экономического анализа, которая включает не только феномен самого анализа, но и феномен объекта и субъекта аналитической деятельности, при этом два последних видоизменены под влиянием цифровой культуры. Установлены границы цифровизации экономического анализа: унификация методических подходов к анализу типовых операций экономических субъектов разного типа (включая домашние хозяйства). Предложен механизм стандартизации как метод решения проблемы адаптации методологических и методических приемов экономического анализа к деятельности разных экономических субъектов. Разработана система принципов стандартизации анализа деятельности экономических субъектов. Рассмотрены нормативные правовые основы стандартизации экономического анализа в Российской Федерации. Разработана модель системы стандартизации анализа деятельности экономического субъекта, включающая несколько контуров, обеспечивающих прямые и обратные связи между экономическим субъектом и заинтересованной в аналитической информации стороной в процессе формирования и внедрения стандартов аналитической деятельности.
Выводы. Развитие феноменологии экономического анализа связано со становлением и совершенствованием системы стандартизации анализа деятельности экономических субъектов, что отвечает условиям цифровизации и инновационности, открывает большие возможности по повышению качества деятельности экономических субъектов независимо от конкретной сферы применения результатов аналитического исследования.
Об авторе
Е. Б. ГерасимоваРоссия
Елена Борисовна Герасимова — доктор экономических наук, профессор Департамента учета, анализа и аудита, Москва, Россия
Список литературы
1. Соколова Н. Л. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху? Международный журнал исследований культуры. 2012;3(8):6–10.
2. Гасилин А. В. Минимализм как этика цифровой культуры. Философия и общество. 2017;4(85):83–95.
3. Гнатышина Е. В. Социокультурный подход как общенаучная основа формирования цифровой культуры будущего педагога. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018;(1):50–58.
4. Коваленко Б. Б., Геворкян Т. М. Цифровая культура: воплощение в новых бизнес-моделях. Экономика и предпринимательство. 2018;4(93):91–93.
5. Лисенкова А. А., Мельникова А. Ю. Цифровые медиа как зеркало современной культуры. Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. 2018;(1):17.
6. Митрович-Марич Я. Графема и пиксель: культура чтения в цифровую эпоху. Stephanos. 2018;1(27):18–29.
7. Прокудин Д. Е., Соколов Е. Г. «Цифровая культура» vs «аналоговая культура». Вестник Санкт-Петербургского университета. 2013;17(4):83–91.
8. Стрижакова О. В. Цифровой взгляд на физическую культуру человека. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2018;(2):11–14.
9. Черных С. И. Дети в цифровой культуре. Сибирский учитель. 2016;3(106):23–25.
10. Куприяновский В. П., Ярцев Д. И., Харитонов А. А., Уткин Н. А., Николаев Д. Е., Дрожжинов В. И., Намиот Д. Е., Волокитин Ю. И. Семантика, метаданные и онтологии в приложениях для умного города — новые стандарты BSI. International journal of open information technologies. 2017;5(6):94–108.
11. Л арионов Г.В., Никитин А. Ю. Исторические аспекты развития научной организации производственных систем. Вестник Астраханского государственного технического университета. 2017;(3):49–53.
12. Окрепилов В. В., Андросенко Н. В., Чудиновских И. В. Применение методов экономики качества при управлении развитием инновационного потенциала. Мир (модернизация. Инновации. Развитие). 2017;8(4):706–717.
13. Домничева А. А. Система качества туристского продукта как основа развития стандартизации рекреационных услуг в России. Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017;5(69):70–73.
14. Андреева Л. В. Стандартизация в системе правового регулирования торговой деятельности. Актуальные проблемы российского права. 2018;2(87):35–42.
15. Найденова И. А., Тагунова Н. Н. Международная междисциплинарная стандартизация: от постановки задач к формированию национальных стандартов общего образования. Отечественная и зарубежная педагогика. 2017;2(5):25–44.
16. Янченко А. Ю., Андросенско Н. В., Иванова Г. Н. Современные механизмы стандартизации для улучшения экологической обстановки в регионах. Экономика региона. 2018;14(2):516–529.
17. Панасюк В. П., Романкова И. В. Современные тенденции стандартизации качества профессионального обучения. Человек и образование. 2012;(2):22–26.
18. Варламова Л. Н. Стандартизация управления документацией как инструмент формирования и развития информационного обществ. Вестник РГГУ. 2016;1(3):95–102.
19. Samuel Famiyeh, Disraeli Asante-Darko, Amoako Kwarteng. Service quality, customer satisfaction, and loyalty in the banking sector: The moderating role of organizational culture. International Journal of Quality & Reliability Management. 2018;35(8):1546–1567.
20. Honda, Ana Carolina; Bernardo, Vitor Zanetti; Gerolamo, Mateus Cecilio; Davis, Mark M. How Lean Six Sigma Principles Improve Hospital Performance. Quality Management Journal. 2018;25(2):70–82. URL: https://doi.org/10.1080/10686967.2018.1436349.
21. Aarti Singh, Sushil. Developing a conceptual framework of waste management in the organizational context. Management of Environmental Quality: An International Journal. 2017;28(6):786–806.
Рецензия
Для цитирования:
Герасимова Е.Б. Анализ деятельности экономического субъекта и цифровая культура. Мир новой экономики. 2019;13(2):111-120. https://doi.org/10.26794/2220-6469-2019-13-2-111-120
For citation:
Gerasimova E.B. Activity Analysis of the Economic Entity and Digital Culture. The world of new economy. 2019;13(2):111-120. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2220-6469-2019-13-2-111-120